Некоторые отличия российского музыкального образования от зарубежного в контексте консерваторий:
- Структура. 3 В России она включает трёхступенчатую систему: музыкальная школа — музыкальный колледж или училище — консерватория. 48 В зарубежных странах уроки музыки чаще носят общеразвивающий характер, а первоначальная ступень профессионального образования отсутствует. 5
- Учебные планы. 1 Для российского образования характерна более дробная дифференциация предметов с расширенным изучением каждого, при этом освоение их обязательно для всех. 1 Такой подход направлен на получение более основательных, углублённых знаний, но сопряжён с увеличением количества аудиторных часов и уменьшением времени для самостоятельных занятий по специальности и для практической деятельности. 1 В зарубежных консерваториях учебные планы обычно предполагают совмещение большого количества теории и практики, то есть живых выступлений и работы над реальными музыкальными проектами по выбранной специальности. 9
- Итоговая аттестация. 1 В российских консерваториях она проводится в виде защиты исследовательской выпускной квалификационной работы, а также в виде государственного экзамена, который включает в себя исполнение сольной программы и выступление в составе ансамбля. 1 Во Франции студенты, сдавшие зачёты и экзамены, получают сертификаты по каждой дисциплине учебного плана. 1
Таким образом, российское музыкальное образование в контексте консерваторий ориентировано на более основательное и углублённое изучение предметов, в то время как в зарубежных консерваториях акцент делается на совмещении теории и практики, развитии исполнительских навыков и профессиональных компетенций 129.