Построение натюрморта и портрета в академической школе имеет свои особенности, которые отличаются подходом к изображению объектов. 16
При построении натюрморта важно научиться воспринимать предмет с разных сторон, видеть его внутренние профили, исследовать форму и уметь связать его с окружением. 2 Для этого делают эскиз всей композиции в тоне, затем на основе эскиза размечают композицию на листе. 8 Далее набрасывают общие очертания, уточняют пропорции и форму предметов, наносят лёгкую светотень. 8 Затем постепенно тональность усиливается — на рисунке точно проступают тёмные и светлые вещи, они становятся объёмными. 8
При построении портрета необходимо глубоко изучить анатомию человеческого тела. 6 Большое значение имеют правильно выставленное освещение, тона и полутона для передачи объёма. 6 Важно соблюдать пропорции лица, передавать анатомические особенности головы человека. 6 Основное внимание уделяют глазам, носу, губам, ушам. 6
Таким образом, основное отличие в том, что при натюрморте акцент делается на изображении неодушевлённых предметов, а при портрете — на передаче анатомических особенностей и внешнего вида человека.