Архитектура подземелий в разных жанрах фэнтези может отличаться, например, по следующим параметрам:
- Физическое или метафизическое пространство. dzen.ru Ранние подземелья в фэнтези были в основном физическими пространствами (пещеры, шахты, катакомбы). dzen.ru Современные авторы часто придают подземельям метафизические или психологические аспекты. dzen.ru Подземелья становятся отражением подсознания героев или материализацией коллективных страхов. dzen.ru
- Экологическая проработка. dzen.ru Современные авторы уделяют больше внимания экологическим аспектам подземных миров. dzen.ru Например, в серии «Подземное небо» Брендона Сандерсона детально проработана экология подземных убежищ человечества, включая системы циркуляции воздуха, выращивания пищи и социальной адаптации к жизни под землёй. dzen.ru
- Отражение культурных травм. dzen.ru Современные авторы часто используют подземные миры как метафору коллективных травм и вытесненных исторических событий. dzen.ru Подземелья становятся местом, где общество прячет свои тёмные секреты. dzen.ru
- Технологическое переосмысление. dzen.ru Многие современные авторы переосмысляют подземелья через призму игровой механики, создавая гибридные пространства, управляемые как мифологической магией, так и системными правилами. dzen.ru
Также существуют разные варианты архитектуры подземелий, например, подземелья летающего острова, соединённые мостами, подводные подземелья, где комнаты — пузыри, а коридоры — подводные течения, или даже летающее подземелье, где комнаты — облака. killingtimethings.fandom.com