Жанр метроидвания стал популярным в конце 2000-х годов благодаря простоте механики двухмерного платформера, возможности развивать персонажа и созданию у игрока ощущения, что он может совершать открытия, исследуя мир игры. 3
Некоторые факторы, которые повлияли на популярность метроидвании:
- Укрепление независимой игровой сцены. 25 Инди-игры, в том числе метроидвании, могли соперничать с разработчиками из крупных студий, что показало, например, игра Cave Story (2004). 15
- Использование окружения как средства представления повествования. 1 Так как метроидвания, как правило, инди-проекты, они не могли позволить себе дорогостоящие сюжетно-ориентированные кат-сцены и анимации. 3 Поэтому сюжет в них в большей степени подаётся за счёт окружения. 3
- Ощущение, что игрок непосредственно развивает окружающий мир, а не просто двигается по заранее приготовленному сценарию. 4 Это создаётся благодаря полуоткрытым картам. 4
- Чувство открытия и контроля над персонажем, которое дают игры жанра. 2 Например, когда игрок получает способность, он осознаёт, что ранее недоступное место можно пройти. 2