Некоторые причины, по которым современные шутеры могут отказываться от классической модели геймплея Doom:
- Рост затрат на производство. 3 Разработчики вынуждены отказываться от элементов, которые не входят в категорию «абсолютно необходимых». 3 Например, в Doom для игроков оставляли множество секретов, а карты представляли собой запутанные лабиринты. 3 Создать потайную комнату в трёхмерном пространстве оказалось сложнее, чем в Doom, где достаточно было нарисовать две линии и поставить дверь. 3
- Желание студий создать реалистичный сеттинг. 3 Это ограничивает возможности дизайнеров уровней. 3
- Использование новых механик. 4 Современные шутеры используют прокачку персонажей, крафт предметов, самостоятельное изменение окружения, чего не было в Doom. 4
- Концентрация на текущем геймплее. 2 Современные экшен-игры больше полагаются на текущий геймплей, чем на уровни, в которых происходит действие. 2
При этом в современных шутерах есть отголоски геймплея Doom: многие студии брали за основу этот шутер и добавляли в него новые возможности. 4 Например, на принципах, заложенных в Doom, строятся многие инди-игры. 5