Игры с правилами играют важную роль в формировании произвольности у детей дошкольного возраста. 12
Некоторые аспекты влияния таких игр:
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями товарищей. 1 Дети учатся подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу, что является проявлением произвольности. 1
- Появление самоконтроля. 2 Сначала дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре. 2
- Осознание своего поведения. 1 В играх с правилами всё открыто, то есть адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу. 1 Поэтому правило может стать средством осознания своего поведения и овладения им. 1
- Ограничение спонтанной активности. 3 Правила игры ограничивают импульсивную активность и ситуативность поведения. 3
Развивающий эффект игр с правилами обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры. 1