Система улучшений в компьютерных ролевых играх может работать по разным принципам, например:
- Накопление опыта. 2 За уничтожение монстров и преодоление препятствий персонаж получает очки опыта, которые повышают его характеристики через получение нового уровня или улучшают навыки. 2
- Повышение специальной характеристики. 2 Существует особая характеристика, которая повышается в результате успеха в приключении. 2 От этой характеристики зависит окружение персонажа. 2
- Накопление ресурсов. 2 Персонаж получает в своё распоряжение новые вещи, новых знакомых, новые знания и т. п.. 2
- Путь персонажа. 2 Такая система берёт за основу тип действий персонажа, соответственно которым назначаются изменения в игровых характеристиках. 2 Например, персонаж, весь модуль прятавшийся в кустах, повысит навык маскировки. 2
- Развитие через совмещение схожих игровых объектов. 1 Например, в Two Worlds экипировка прокачивается при объединении двух одинаковых предметов, например, мечей. 1
В сложных RPG характеристики могут зависеть друг от друга. 1 Например, повышение выносливости в Fallout приведёт к росту очков здоровья и значению навыков, зависимых от этого параметра. 1