Некоторые особенности геймплея Civilization 5, которые отличают её от предыдущих версий серии:
- Система «социальных ценностей». 4 На смену привычным пяти сферам: типу правительства, религии, праву, организации труда и экономики — пришла система, напоминающая «прокачку» героя в ролевых играх. 4 Набрав достаточное количество «очков культуры», можно выбрать один из государственных курсов — традиции, свободу, честь, порядок, автократию и так далее. 4
- Города-государства. 5 Это отдельные цивилизации, которые не строят новые поселения, но облагораживают территорию, движутся по эпохам и даже воюют. 5 Города-государства могут стать друзьями игрока и дать ресурсы, которых нет у самого государства, или помочь рекрутами. 5
- Отсутствие культурного захвата. 3 В предыдущих частях серии город мог перейти во владение врага без войны. 3 В Civilization 5 эта механика отсутствует, что позволяет практиковать стратегию бесконечного расползания и вынуждает воевать за дополнительные территории. 3
- Возможность воевать бесконечно. 3 Города и цивилизации не устают от войны и готовы сражаться бесконечно. 3 Боевые действия можно начать ходу на третьем и не закончить их до конца игры. 3
- Бесконечные рабочие. 3 Создав в начале игры нескольких рабочих, можно выстроить империю их силами. 3 Они не знают усталости и не отказываются выполнять самую разную работу — строят лесопилки, роют шахты и прокладывают железнодорожные пути. 3