Некоторые новые механики, которые появятся в Europa Universalis V по сравнению с предыдущими версиями:
- Система «попов». 1 Группы населения с уникальными характеристиками: культурой, религией, классом и уровнем грамотности. 1 Каждая провинция делится на сословия — дворянство, духовенство, горожан и крестьян, — и игрок должен балансировать их интересы. 1
- Гибкая политическая система. 2 Игрок управляет набором динамических интересов — вассалами, колониями, личными союзами, влиянием в соседних землях. 2 Мир больше не делится строго на «свои» и «чужие» земли — влияние становится многослойным, отношения — запутаннее. 2
- Персонализированные правители и дворы. 2 Монархи представлены как личности с чертами характера, привычками, взглядами. 2 Они могут болеть, стареть, попадать под влияние фаворитов. 2 Роль династий стала центральной — с новыми механиками браков, наследования и престижных связей. 2
- Осмысленная экономика. 2 Вместо абстрактных «ресурсов» и «налогов» игрок теперь управляет реальными потоками товаров, ремеслом и инфраструктурой. 2 Производство связано с логистикой — недостаточно иметь шахту с серебром, нужно ещё провести дорогу и обеспечить безопасность. 2
- Новый подход к технологиям и идеям. 2 Система развития государства перестала быть линейной: больше никаких фиксированных «наборов идей» для каждой державы. 2 Игрок теперь сам формирует путь развития через комбинации традиций, школ мышления и технологических направлений. 2
- Кампании как повествование. 2 Мир теперь реагирует на игрока: к примеру, длительная война в регионе может породить волну беженцев, усилить религиозное напряжение или привести к распаду торговых союзов. 2 Большие события (реформация, открытие Нового Света, крах империй) не просто происходят — они пронизывают партии, создают вызовы и возможности. 2