Атмосфера ужаса и напряжения в играх создаётся с помощью различных приёмов, среди которых:
- Звуковое сопровождение. 23 Неожиданные шорохи, крики, звуки шагов за спиной создают эффект присутствия. 2 Тихая, едва слышимая музыка, которая внезапно обрывается, также нагнетает ужас. 2 Отсутствие музыки вообще даёт ощущение полной изоляции. 2
- Ограниченная видимость. 2 Напряжение увеличивается, когда игрок не может увидеть угрозу целиком. 2 Например, тёмные коридоры и узкие пространства, ограниченный угол обзора, моменты, когда видны только тени или силуэты. 2
- Чувство беспомощности. 2 Когда у игрока нет возможности защищаться, каждая встреча с врагом становится пугающей. 2 Например, отсутствие оружия, слишком много врагов или необходимость жертвовать ресурсами. 2
- Давление времени. 2 Аудиосигналы или тикающий таймер создают ощущение неотвратимости. 2 Также к таким приёмам относятся моменты, когда за игроком кто-то гонится. 2
- Обман ожиданий. 2 Чем больше игра обманывает ожидания, тем сильнее напряжение — игрок никогда не знает, чего ждать дальше. 2
- Повествование и сюжет. 13 Хорошо прописанные персонажи, таинственная предыстория и постепенно раскрывающиеся факты способны вызывать эмоциональное напряжение. 1 Также к приёмам относят нерассказываемую историю, где игроку приходится самому додумывать, что же на самом деле произошло. 1