Система прокачки в современных играх может быть устроена по разным принципам, среди них:
- Накопление опыта. 2 За уничтожение монстров и преодоление препятствий персонаж получает очки опыта, которые повышают его характеристики через получение нового уровня или улучшают навыки. 2
- Повышение специальной характеристики. 2 Существует особая характеристика, которая повышается в результате успеха в приключении. 2 От этой характеристики зависит окружение персонажа. 2
- Накопление ресурсов. 2 Персонаж получает в своё распоряжение новые вещи, новых знакомых, новые знания и т. п.. 2
- Путь персонажа. 2 Такая система берёт за основу тип действий персонажа, соответственно которым назначаются изменения в игровых характеристиках. 2
- Параллельная прокачка. 3 Этот тип часто встречается в современных играх, в первую очередь в мобильных. 3 Он заключается в том, что у одной и той же сущности есть большое количество параллельно прокачиваемых характеристик. 3
Также в играх может быть развитие через совмещение схожих игровых объектов. 5 Например, в Two Worlds экипировка прокачивается при объединении двух одинаковых предметов, а в Fallout 76 для усиления перков нужно объединять их одинаковые версии. 5