Система эволюции персонажей в современных MMORPG играх может быть устроена по разным принципам, например:
- Накопление опыта. 1 За уничтожение монстров и преодоление препятствий персонаж получает очки опыта, которые повышают его характеристики через получение нового уровня или улучшают навыки. 1
- Повышение специальной характеристики. 1 Существует особая характеристика, которая повышается в результате успеха в приключении. 1 От этой характеристики зависит окружение персонажа. 1
- Накопление ресурсов. 1 Персонаж получает в своё распоряжение новые вещи, новых знакомых, новые знания и т. п.. 1
- Путь персонажа. 1 Такая система берёт за основу тип действий персонажа, соответственно которым назначаются изменения в игровых характеристиках. 1 Например, персонаж, весь модуль прятавшийся в кустах, повысит навык маскировки. 1
- Автоматическое развитие. 3 В некоторых играх жанра MMORPG и JRPG персонаж игрока повышает свои характеристики и получает новые способности автоматически. 3
В разных играх системы эволюции могут отличаться, например, в MMORPG Fractured в основе развития персонажей лежат очки знаний, которые зарабатываются за исследование мира, сражение с монстрами или сбор материалов определённое количество раз. 4 Игроки могут потратить эти очки на прокачку своего героя, выбирая, каким путём пойдёт персонаж и руководствуясь обширным деревом скиллов. 4