Механика испытаний в играх серии SteamWorld Dig устроена так, что процесс копания рассматривается как головоломка. 1 Основные препятствия на пути игрока — природные пещеры, падающие камни, непроходимые стены и другие элементы. 1
В игре используется простая квадратная сетка из плиток, которые по размеру примерно такие же, как игрок. 1 Это позволяет создавать удобные для навигации тоннели и избегать проблемы застревания на маленьких плитках. 1
Высота прыжков определяет, какие схемы копания можно использовать при спуске. 1 Например, возможность прыгать на две плитки даёт дополнительную мобильность: можно строить зигзагообразные тоннели вниз, а затем легко подниматься, когда нужно вернуться на поверхность. 1
Также в игре есть система воскрешений: если игрок погибает, можно быстро закрыть игру и загрузиться, и он снова окажется в начале того испытания, в котором погиб. 2