Игровой процесс в Spore устроен так: игрок начинает игру маленьким микроорганизмом в глубинах океана, а заканчивает, управляя целой империей. 2
В начале игрок выбирает планету, на которой будут жить его существа (на выбор всегда даётся 6 свободных планет). 2 Затем выбирается начальный этап игры. 2 Сначала можно выбрать только «Клетка», затем, по мере прохождения этапов, могут быть выбраны другие этапы. 2
По ходу прохождения игры, за каждый завершённый этап, игрок получает карточку: красную, синюю или зелёную. 2 Каждая карточка даёт определённые бонусы на следующие этапы игры. 2
В космической фазе игры игроку выдают космический корабль и отправляют в галактику, где он может заниматься различными действиями, например: колонизировать планеты, терраформировать их, собирать и торговать пряностями, выполнять квесты, изучать чужую фауну и флору, налаживать контакты с инопланетными расами и так далее. 1
Почти всё наполнение в Spore создаётся процедурными способами. 1 Существа записываются не в виде моделей и текстур, а в форме «ДНК-паспорта», где в несколько тысяч битов умещаются правила создания зверя из имеющегося комплекта запчастей. 1 Анимация животных создаётся на ходу — игра берёт готовые шаблоны и адаптирует их к каждому зверю, учитывая все его странности. 1