Системы выборов в визуальных новеллах влияют на игровой процесс следующим образом: игрок делает выборы, реагируя на действия и высказывания персонажей, и получает развитие сюжета и концовку в зависимости от собственных действий. 3
Вовлечённость игрока в историю часто повышается за счёт вариативности. 1 История может быть линейной, разветвлённой (когда разные события приводят к разным концовкам), псевдо-разветвлённой (линейный сюжет и несколько разных выборов дают разные концовки). 1
Также в визуальных новеллах может использоваться система репутации, которая влияет на возможности игрока, отношение героев к протагонисту и возможность выбора той или иной концовки. 4
Таким образом, системы выборов делают игровой процесс в визуальных новеллах интерактивным и позволяют игроку погрузиться в повествование, влияя на течение сюжета. 5