Система профессий и занятости в Minecraft реализована следующим образом: по умолчанию жители деревни появляются в игре безработными, но приобретают профессию, как только подходят к ближайшему рабочему месту. 1
Например, житель станет фермером, если найдёт компостер, или библиотекарем, если найдёт пюпитр. 2 Если блок рабочего места уничтожается или забирается, житель потеряет свою профессию, пока не найдёт новый блок для привязки. 2
Для смены профессии у безработного жителя нужно поставить рядом с его домом или внутри него любой стол для крафта. 1 Если же у жителя уже есть профессия, то сначала нужно сломать его старое рабочее место, а затем уже ставить новое. 1
При торговле покупая и продавая жителям предметы, игрок прокачивает этих мобов. 1 Изначально все обитатели деревни имеют уровень Новичок, который постепенно развивается до Подмастерья, затем до Ремесленника, потом до Эксперта и в итоге достигает Мастера. 1 Этот показатель влияет на то, какие товары предлагает житель. 1