Система классов в ролевых играх влияет на геймплей несколькими способами:
- Определяет возможности и границы развития персонажа. 1 В некоторых системах класс предъявляет определённые требования к основным характеристикам персонажа. 1 Например, в AD&D персонаж может быть воином, только если у него достаточно высокое значение Силы. 1
- Закладывает основы для отыгрыша. 1 Глядя на лист персонажа, можно сразу сказать, например, «мой персонаж — маг» или «мой персонаж — хакер». 1
- Создаёт разнообразие. 35 Чем больше классов персонажей в игре, тем более увлекательным и разнообразным становится игровой процесс. 5
- Поощряет кооперацию между персонажами. 1 Невозможно создать персонажа, который был бы хорош сразу во всём — значит, волей-неволей приходится действовать вместе с другими персонажами. 1
- Сокращает разрыв между опытными и новичками. 3 Заставляя выбрать класс, разработчики перенаправляют внимание с создания персонажа на игровой процесс. 3
Однако у системы классов есть и недостатки: они ограничивают эксперименты с вариантами развития и создание конкретных игровых ролей. 3 Кроме того, некоторые игроки считают, что классы нарушают реалистичность и логичность игрового мира. 1