Системы прогресса в современных визуальных новеллах могут работать по разным механизмам, например:
- Квестовая система. habr.com Включает выдачу заданий, отслеживание прогресса, награды за их выполнение, древо заданий и другие элементы. habr.com
- Механика «судьбы». sp.susu.ru Позволяет игроку своим решением или действием повлиять на происходящее в дальнейшем или мгновенно повлиять на события истории. sp.susu.ru В зависимости от конкретного проекта, эта механика может быть основополагающей или существовать для иллюзии выбора. sp.susu.ru
- Эвристическая система. skillbox.ru Состоит из шкал, показатели которых постоянно меняются. skillbox.ru Благодаря тому, что шкал несколько, показатели образуют большое количество комбинаций, и поведение персонажей подстраивается под каждую из них. skillbox.ru
Вовлечённость игрока в историю часто повышается за счёт вариативности. vk.com История может быть линейной, разветвлённой (когда разные события приводят к разным концовкам), псевдо-разветвлённой (линейный сюжет и несколько разных выборов дают разные концовки), либо история может содержать набор событий и разные концовки. vk.com