Система штрафов и арестов в современных ролевых играх может работать следующим образом:
- Донос о преступлении. 1 Любой персонаж, заставший игрока за совершением деяния, становится свидетелем. 1 Если игрок сумеет быстро «убрать» всех свидетелей, штраф аннулируется. 1
- Назначение штрафа властями. 1 Получив донос, власти назначают штраф, сумма которого зависит от тяжести совершённого деяния. 1
- Попытка ареста стражей. 1 Если на игрока наложен штраф, стража попытается его арестовать. 1 Если он бросится в бега, стража будет преследовать его. 1 Если игрок сбежит в другой город, где ему не назначен штраф, стража им не заинтересуется. 1
- Варианты наказания при аресте: 1
- Заплатить штраф и избежать тюрьмы. 1 При этом из снаряжения игрока конфискуют все краденые предметы. 1
- Оказать сопротивление при аресте. 1 В этом случае стражники нападут на игрока. 1 Если ему удастся бежать, штраф в этом городе никуда не денется, и по возвращении стража вновь попытается его арестовать. 1 Если игрок сдастся (убрав оружие), стражники в зависимости от его репутации могут прекратить бой, но всё равно арестуют его. 1
- Отправиться в тюрьму и не платить штраф. 1 В таком случае персонаж может потерять накопленные к моменту взятия под арест продвижения навыков, потери зависят от срока заключения. 1
Также в некоторых играх злостных нарушителей правил отправляют за решётку. 4 Например, в Final Fantasy 14 игроков телепортируют в лишенную выхода темницу, которая находится за пределами игрового мира. 4 Там задержанный должен дождаться прихода гейм-мастера, чтобы тот разобрался в причинах ареста и назначил наказание, если игрока признают виновным. 4
Ещё в ролевых играх внутриигровое сообщество может реагировать на поведение игроков и наказывать нарушителей, например, при помощи осуждения, игнорирования или даже создания определённых препятствий к участию в игровом процессе. 3