Система лутбокса в ролевых играх работает по принципу случайного выбора предметов, которые можно получить, например, модификации внешнего вида персонажа или предметы, изменяющие ход игры (оружие, броню). 12
Предметы часто разделяются по «степеням редкости», при этом вероятность получения предмета значительно уменьшается с повышением степени его редкости. 12 Несмотря на случайность выбора, существуют определённые гарантии, например, что лутбокс будет содержать как минимум один предмет определённой (или более высокой) степени редкости. 12
В большинстве систем лутбоксов персонаж получает предметы без учёта того, что у него имеется. 1 Обычно предоставляются средства для избавления от полученных дубликатов, включая торговлю с другими игроками и преобразование их в игровую валюту. 12
В некоторых играх могут быть представлены сезонные лутбоксы или лутбоксы, приуроченные к особым событиям, посредством которых можно получить особые предметы, доступные для получения только в определённое время. 1
Некоторые игровые системы включают механику «таймера жалости», которая увеличивает шансы игрока получить более редкий предмет из лутбокса, если игрок не получил ни одного из последних открытых им лутбоксов. 3