Система компаньонов в современных ролевых играх работает по-разному в зависимости от конкретной игры. 23
В некоторых играх, например в проектах CD Projekt RED, компаньоны появляются ситуативно: игрок обычно взаимодействует с главным героем, но в большинстве квестов пересекается с тем или иным персонажем. 1 Некоторые из них становятся регулярными участниками событий, другие появляются от случая к случаю. 1
В играх, подобных Dragon Age и Mass Effect, общение с компаньонами разделено на сегменты. 1 В процессе выполнения боевых заданий коллеги главного героя не слишком разговорчивы, но могут среагировать на ключевые моменты. 1 В передышках между вылазками готовы часами рассуждать о произошедшем. 1
В игре Avowed система компаньонов отличается тем, что они остаются рядом независимо от выбора игрока, сосредоточившись на сюжете, а не на преимуществах игрового процесса. 2 При этом на компаньонов влияет выбор игрока: они могут выразить недовольство на эмоциональном уровне. 2
В игре The Outer Worlds каждый напарник располагается в определённой локации, в которой занимается своими делами. 4 Поговорив с ним, игрок может привлечь его на свою сторону, для этого необходимо выполнить задание. 4 После выполнения задания напарник вступает в команду игрока. 4