Игры можно использовать для развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у детей, например, для формирования волевых качеств, внимания, навыков целеполагания, планирования, управления временем. 1
Некоторые игры и их цели:
- «Запрещённое движение». 14 Цель — развитие быстроты реакции и умения действовать по заданному правилу. 4 Дети стоят лицом к ведущему и под музыку с началом каждого такта повторяют движения, которые он показывает. 14 Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнить. 14 Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. 1
- «Кричалки-шепталки-молчанки». 24 Цель — развитие умения сохранять заданную цель. 4 Из разноцветного картона вырезаются три силуэта ладони: красная, жёлтая и зелёная. 4 Когда поднимается красная ладонь, дети могут шуметь, бегать, кричать. 4 Жёлтая — шепталка, можно тихонько шептаться и медленно двигаться. 4 Зелёная — молчанка, все дети замирают на месте и молчат. 4
- «Слушай хлопки». 4 Цель — развитие умения планировать и контролировать свои действия. 4 До начала игры с ребёнком обсуждается, какую позу животного он будет изображать и на какое количество хлопков. 4 Например: 1 хлопок — поза аиста, 2 хлопка — поза лягушки, 3 хлопка — возобновление движения. 4
- «Школа мяча». 4 Цель — развитие умения работать по словесной инструкции взрослого. 4 Ребёнок выполняет задания по инструкции взрослого: подбрасывает и ловит мяч, ловит с поворотом вокруг себя, с хлопком, отбивает мяч о стену, вводит мяч, перемещаясь в пространстве. 4
- «Гол в ворота». 4 Цель — развитие умения самостоятельно определять способ действия с малым мячом для решения поставленной задачи. 4 Ребёнку предлагается на выбор забить мяч в ворота одним из способов — клюшкой или ногой. 4
- «Найди клад». 4 Цель — развитие умения выполнять свои действия по схеме. 4 В квартире прячутся 10–15 вещей вместе с записками, в которых зашифрована подсказка о следующем месте «клада». 4
- «Кто больше». 4 Цель — развитие волевых качеств и умений владеть своим телом. 4 Дети по очереди прыгают через короткую скакалку, а взрослый считает прыжки до первой ошибки. 4
Для развития регуляторных функций важно соблюдать несколько принципов: регулярность занятий, постепенное увеличение времени практики или сложности игры, наглядная динамика. 3