Игровая механика серии Doom менялась на протяжении истории, например, можно выделить следующие изменения:
- В первой части (Doom) были заложены новые концепции, которые на много лет стали эталоном для шутера от первого лица. 9 В игре закрепился типичный для жанра арсенал и каноны его применения. 9 Например, игрок учился бить большие группы врагов из ракетницы, использовать дробовик на коротких дистанциях и поливать плазмой самые опасные цели. 9 Также в игре появились знаменитые взрывающиеся бочки. 9
- В сиквеле Doom II: Hell on Earth уровни стали ещё более запутанными и масштабными, состав врагов пополнился несколькими новыми тварями, а у главного героя в арсенале появился невероятно мощный двуствольный дробовик. 9
- Doom 2016 стал важным шагом вперёд с точки зрения технологий, но также продемонстрировал определённый отход от традиций серии. 4 В основе игры лежал новый движок id Tech 6, который обеспечил высокий уровень графической и технической реализации, но не предложил таких прорывных решений, которые ассоциировались с классическими частями Doom. 4
- Doom Eternal представляет собой эволюцию игрового процесса, заложенного в предыдущих частях серии. 1 Основной акцент в механике игры сделан на непрерывном движении и агрессивном стиле. 1 В игре есть такие возможности, как двойной прыжок, скольжение и захват ledge’ов, которые позволяют игроку маневрировать по уровням с невероятной скоростью. 1 Каждый бой требует от игрока не только умения стрелять, но и способности адаптироваться к меняющимся условиям на поле боя. 1 Разнообразие врагов требует применения различных тактик и оружия. 1 Система Glory Kills позволяет восстанавливать здоровье, убивая врагов в эффектных анимациях. 1 Игроки могут использовать специальные инструменты, такие как Flame Belch для получения брони и Chainsaw для моментального устранения противников. 1