Mass Effect повлияла на развитие жанра ролевых игр, в частности, несколькими способами:
- Демонстрация кинематографичности ролевых игр. 4 Проект показал, что такие игры могут быть не только технологичными, но и кинематографичными. 4 Такой подход позволял лучше проникнуться необычным миром и усиливал эмоциональный эффект от истории. 4
- Предоставление игроку возможности влиять на сюжет. 1 Разработчики хотели дать возможность почувствовать себя в роли главного героя, где его действия влияют на ход развития сюжета. 1
- Использование концепции героя-одиночки. 1 Команда Bioware хотела избежать распространённой в RPG концепции героя-одиночки и показать, как для достижений разных целей важна помощь друзей и союзников. 1
- Введение «колеса диалога». 12 В игре представлено множество вариантов диалога, когда игрок взаимодействует с игровым персонажем. 1 Для этого было создано «колесо диалога», с помощью которого можно быстро выбирать между разными вариантами ответов. 1
- Показ необязательности изометрической камеры и бесшовного открытого мира. 3 Mass Effect продемонстрировала, что живую вселенную и искренний отыгрыш своего персонажа можно реализовать даже в шутере от третьего лица. 3