Геймплей арена-шутеров изменялся со временем. 8
В ранних играх (например, Wolfenstein 3D (1992)) оружие держали и целились в середину экрана, а перезарядка не требовалась. 8 В Doom (1993) геймплей стал более динамичным и активным на экране. 8
Первые настоящие арена-шутеры (Unreal Tournament (1999), Turok: Rage Wars (1999) и Quake III Arena (1999)) были сосредоточены на многопользовательских матчах. 8 Появились и другие режимы игры помимо стандартного deathmatch, например, захват флага. 8
В современных арена-шутерах геймплей отличается быстрыми передвижениями, таймингами, просчётами и точной стрельбой. 3 В играх используют механику передвижения, которая позволяет играть умело: например, strafing, чтобы избегать выстрелов, использование ракет и взрывов от оружия для более высоких прыжков или использование предметов для быстрого перемещения по карте. 8
Также в современных арена-шутерах часто есть широкие возможности кастомизации интерфейса и управления: можно настраивать прицел и чувствительность мыши для каждого оружия. 3