Возможно, имелись в виду последствия манипуляций сознанием детей, а не игр с такими манипуляциями.
Некоторые негативные эффекты манипуляций сознанием детей:
- Формирование негативных установок о себе и своих способностях. 13 Например, если ребёнку постоянно говорят, что он неспособен на успехи, это может вызвать у него чувство беспомощности и безысходности. 1
- Формирование стереотипов или предубеждений. 13 Если ребёнок слышит от взрослых негативные высказывания о определённой группе людей (национальность, раса, пол), то со временем он может начать верить в эти стереотипы и перенимать эту точку зрения. 1
- Развитие патологических состояний. 13 Например, если ребёнку постоянно говорят о том, что он несовершенен или неполноценен, это может вызвать у него комплексы неполноценности или депрессию. 1
- Подавление самостоятельного мышления. 2 Наводящие вопросы, которые используют для манипуляции сознанием детей, направляют их на желаемый ответ, исключая возможность исследования и самостоятельного мышления. 2
- Негативные эмоциональные состояния. 4 Осознание того, что ребёнка обманули или на него оказали давление, может приводить к тревожности, замкнутости, плаксивости. 4
Чтобы защитить детей от манипуляций, важно обучать их критическому мышлению, поддерживать открытый диалог, где ребёнок может свободно высказывать свои мысли и чувства. 2