Система настроений в современных играх может функционировать по разным механизмам, например:
- Использование грусти как части сюжета. 1 В некоторых играх, таких как Detention, Beholder, печаль выражена в социальном строе, который подталкивает игрока к не самым хорошим действиям. 1
- Грусть как параметр персонажа. 1 В играх Fahrenheit, Amnesia: A Dark Descent, Darkest Dungeon, Cultist Simulator грусть персонажа — это такой же параметр, как сила, ловкость или любой другой показатель, выраженный в числах. 1
- Подстройка уровня сложности под настроение игрока. 4 Модель основана на искусственном интеллекте и черпает данные исключительно из манеры игры. 4 Если игрок слишком хорошо справляется с определённой частью игры, уровень сложности может автоматически повыситься, и наоборот, снизиться, если геймер не справляется с поставленной задачей и начинает расстраиваться. 4
- Использование цветовой палитры. 3 Насыщенность цвета влияет на ощущения пользователей: например, хорроры, survival-игры, постапокалиптические сюжеты используют приглушённые, блёклые тона, создавая соответствующее настроение. 3
Также существует игра Long Live The Queen, где есть глубокая система настроения: половина времени уходит на принятие сюжетных решений, а другая тратится на планирование того, как героиня проведёт день, и от её настроения будет зависеть последующий успех в игре. 1