Эволюция классов персонажей в жанре ролевых игр можно проследить на примере системы Dungeons & Dragons. 1
Первоначально классовая система состояла из трёх классов: маг, воин и клирик. 1 Затем были добавлены класс вора и расовые классы (классом была сама раса) эльфа и дварфа. 1
Для улучшения системы отказались от жёсткой связки расы и класса. 1 Например, эльфы и дварфы получили возможность выбрать себе специальность. 1
Дальнейшая эволюция шла по пути увеличения количества классов. 1 Разнообразия всё же не хватало, и были введены мультиклассы — система, когда персонаж получал сразу два или три класса и прогрессировал в них одновременно. 1
Далее были введены «киты» (от англ. kit — комплект) — наборы навыков, которые можно было взять при генерации персонажа. 1 Например, персонаж с классом вора мог иметь кит «пират». 1
В Третьей редакции D&D было введено свободное мультиклассирование. 1 Персонаж мог при повышении уровня взять любой другой класс. 1 Таким образом, появилась возможность развивать персонажа в различных направлениях и создавать комбинации классов в разной «пропорции». 1
Также были введены престиж-классы — классы, развивающие определённые способности персонажа. 1 Эти классы невозможно было взять с первого уровня. 1
Кроме того, в некоторых ролевых системах вместо заранее предустановленных классов с собственным древом навыков игрок выбирает несколько навыков для каждого персонажа из сгенерированного игрой списка. 3