Прокачка навыков в различных игровых жанрах может отличаться, например, по продолжительности процесса и его характеру:
- В ММО-РПГ (World of Warcraft, Tes Online и другие) прокачка растянута во времени и строится на постоянном добавлении нового контента. 2 Процесс может занимать много часов, а иногда и полгода или даже год. 2
- В MOBA (Dota 2, League of Legends) цикл прокачки короткий, и сильнее персонаж становится лишь на протяжении одной игровой сессии. 2 После завершения игры за её пределами нет прогрессии, но можно купить за внутриигровую валюту нового героя или скин. 2
- В сюжетных приключениях (Last of Us, God of War) разработчики могут использовать «псевдопрокачку» — искусственно создавать у игрока ощущение, что его действия влияют на силу персонажа. 2
Также в разных жанрах могут отличаться способы прокачки:
- В играх с системой уровней некоторые или даже все характеристики персонажа могут расти автоматически вместе с ростом уровня. 1
- В системах без уровней персонажей развитие может осуществляться напрямую за счёт очков опыта. 1
- В играх жанра стратегии игрок расширяет свои территории, открывает новые строения, юнитов, технологии, способности, инструменты взаимодействия с миром игры, которые также могут развиваться. 1
- В выживалках игрок, как правило, открывает новые чертежи инструментов, блюд и строений. 1
- В спортивных играх игрок приобретает новых спортсменов или улучшает своё оснащение (скейт, транспорт и т. д.). 1