Необходимость расчётов по претензиям в бухгалтерском учёте возникает в случаях несоблюдения условий договоров. 1 Например, при недопоставке товаров, материалов, при поставке материалов низкого качества, при нарушении порядка расчётов с контрагентами, при обнаружении арифметических ошибок в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги) и т. д.. 1
Для учёта расчётов по претензиям используется субсчёт 76-2 «Расчёты по претензиям» к счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». 25
Некоторые типовые ситуации, когда возникают расчёты по претензиям:
- Претензия к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, а также при выявлении арифметических ошибок. 1
- Претензия к поставщикам материалов, товаров за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу. 1
- Претензия к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин. 1
- Претензия за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присуждённых судом. 1
- Претензия к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации. 1
- Претензия по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств. 1