Провалы рыночного механизма — это ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободной предпринимательстве, не может обеспечить эффективного использования ресурсов и динамичного развития. 3
Некоторые проявления провалов рынка:
- Монополия. 3 Рыночная власть переходит к одному экономическому субъекту, что приводит к тому, что цена и объём выпуска продукции не совпадают со значениями рыночного равновесия, из-за чего возникают чистые общественные потери. 2
- Недостаток и асимметрия информации. 2 Возникает в ситуациях отсутствия контроля за производителями и качеством предоставляемых ими товаров и услуг. 2 Продавец, как правило, заведомо лучше знает качественные характеристики своей продукции, что в итоге приводит к принятию экономических субъектов неэффективных решений. 2
- Внешние эффекты (экстерналии). 3 Это издержки и выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражение в ценах. 3 Внешними их называют по той причине, что они касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц. 3
- Производство общественных благ. 2 Общество нуждается в потреблении ряда благ, которые характеризуются неисключаемостью, неконкурентностью в потреблении и неделимостью, а потому их производство является невыгодным для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. 2
- Возникновение и развитие социальных проблем. 2 Действие рыночного механизма выводит из процесса производства и распределения валового продукта «неэффективные» трудовые ресурсы (пенсионеры, инвалиды, дети и т.д.), оказывающиеся в результат без средств к существованию. 2