В ABC/XYZ-анализе группы различаются по стабильности спроса на товары или услуги. ads.vk.com adesk.ru В основе разделения лежит коэффициент вариации, который показывает степень отклонения спроса от среднего значения за период. addshop.ru
Выделяют три группы: ads.vk.com
- X (коэффициент вариации от 0 до 10%). ads.vk.com Регулярный спрос, высокая точность прогнозирования. ads.vk.com Примеры: базовые продукты питания, коммунальные услуги, расходники для офисной техники. addshop.ru
- Y (коэффициент вариации от 10 до 25%). ads.vk.com Менее стабильный спрос, на продажи влияют разные факторы: времена года, время суток или дни недели. ads.vk.com
- Z (коэффициент вариации более 25%). ads.vk.com Продукты с непредсказуемым спросом, низкая точность прогнозирования, предугадать падение и рост продаж почти невозможно. ads.vk.com Сюда попадают товары, связанные с редкими событиями, эксклюзивные позиции или новинки с непонятной рыночной динамикой. addshop.ru
После совмещения результатов ABC- и XYZ-анализов получается матрица из 9 категорий товаров: ads.vk.com
- AX и BX — позиции, которые приносят компании основной доход, продаются часто и в примерно одинаковом объёме. adesk.ru
- АY и BY — приносят высокий доход, но имеют менее стабильный спрос. adesk.ru
- AZ и BZ — приносят существенный доход, однако прогнозировать спрос на них очень тяжело. adesk.ru
- CX — стабильные товары, но не приносящие существенной прибыли. adesk.ru
- CY — низкий объём продаж и нестабильный спрос. adesk.ru
- CZ — самый низкий показатель и по объёму продаж, и по спросу. adesk.ru
Единых стандартов относительно границ значений для группировки по X, Y и Z не существует. sales-generator.ru Всё зависит от специфики конкретной компании, сезонности продукции, текущих рыночных тенденций и других условий. sales-generator.ru