Основные различия между экономическими теориями разных школ и направлений заключаются в представлении предмета и задач исследования, общем концептуальном подходе к ним, в том числе на методах анализа экономических проблем и практических рекомендациях. 2
Некоторые различия между некоторыми экономическими школами и направлениями:
- Меркантилизм. 1 Сторонники школы полагали, что деньги — главное богатство нации и основа общественного богатства. 1 Упор делали на накопление богатств внутри страны, в том числе с помощью активной внешней торговли, и на активное вмешательство государства в экономику. 1
- Физиократия. 1 Сторонники школы считали, что земля, природные ресурсы и плоды земли являются главным богатством, выступали против вмешательства в экономику. 1 Именно сельское хозяйство, крупные хозяйства и богатые фермеры предполагались двигателем производительности и роста благосостояния. 1
- Классическая школа. 15 Основоположники и последователи школы придерживались идеи о невмешательстве государства в экономику, сравнивали экономические законы с законами природы. 1
- Марксизм. 1 Фокус в школе на роль труда, прибавочной стоимости за счёт эксплуатации наёмных работников. 1 Равное распределение труда, активное вмешательство государства, полная занятость — основа школы марксистской экономики. 1
- Маржинализм. 1 Экономические явления исследуются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. 1 Закономерности в экономике исследуются на основе предельных величин на основе математических методов. 1
- Неоклассическая школа. 1 Суть школы — распределение ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами, исследование дефицита: производство, потребление и ценообразование товаров и услуг определяются моделью спроса и предложения. 1
- Кейнсианство. 1 Школа сложилась под влиянием последствий Великой депрессии в США. 1 Именно в государственном регулировании спроса и предложения кейнсианство видело возможность экономического роста. 1
- Институционализм. 1 Основоположники и последователи школы расширяют экономику на исследование социальных и правовых норм и правил (институтов), то есть с учётом внеэкономических факторов. 1 Экономика исследуется как часть социальной системы, государственное регулирование поддерживается. 1