Основные принципы организации бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст. 28–38 Бюджетного кодекса РФ. 1 Некоторые из них:
- Единство бюджетной системы. 2 Означает, что для бюджетов различных уровней, функционирующих на территории России, одинаковы бюджетное законодательство, принципы организации и функционирования, формы бюджетной отчётности и документации и другие параметры. 2
- Разграничение расходов, доходов и источников финансирования бюджетного дефицита между бюджетами разного уровня бюджетной системы. 2 В соответствии с законодательством доходы, расходы и источники финансирования закрепляются за конкретными бюджетами. 2
- Самостоятельность бюджетов. 2 Органы государственной власти и местного самоуправления могут самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов, находящихся в их сфере ответственности, а также эффективности использования средств из этих бюджетов. 2
- Равенство прав субъектов федерации, а также муниципальных образований в бюджетной сфере. 2 Это положение касается определения полномочий органов власти субъектов федерации и местного самоуправления в части формирования доходов (налоговых и неналоговых), также установления и исполнения расходных обязательств. 2
- Полнота отражения расходов, доходов и источников финансирования. 2 Означает, что в бюджетах должны отражаться все доходы, расходы и источники финансирования дефицита. 2
- Бюджетная сбалансированность. 2 Означает, что сумма доходов и источников финансирования (за вычетом выплат в связи с привлечением источников финансирования бюджета и изменений остатков по счетам) должна быть равна сумме расходов. 2
- Эффективное использование средств бюджетов. 2 Составляя бюджеты, участники процесса должны стремиться к достижению целевых результатов с наименьшими затратами (экономность) или достижению максимального результата доступными ресурсами (результативность). 2
- Общее (совокупное) покрытие бюджетных расходов. 2 Означает, что в общем случае (за исключением целевого финансирования) между конкретными расходами и доходами не устанавливается чёткая увязка. 2
- Открытость и прозрачность. 2 Бюджеты и отчёты по их исполнению публикуются в СМИ. 2 Проекты бюджетов также должны быть открыты для общества. 2
- Достоверность. 2 Означает, что показатели прогнозов должны быть надёжными, а расчёты доходов и расходов — реалистичны. 2
- Адресность и целевой характер средств бюджетов. 2 Означает, что получатели бюджетных средств получают ассигнования и лимиты обязательств с указанием цели использования. 2
- Подведомственность осуществляемых из бюджета расходов. 2 Означает, что получателям ассигнования и лимиты обязательств поступают через главного распорядителя, в ведение которого они отнесены. 2
- Единство кассы. 2 Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта бюджета. 3