Некоторые ключевые различия между бюджетными процессами в унитарных и федеративных государствах:
Унитарные государства:
- Бюджетная система состоит из двух уровней: бюджета центрального органа власти и местных бюджетов. 14 Местные бюджеты формально не связаны с государственным, но в действительности зависят от центрального правительства. 1
- Централизованное регулирование доходов и расходов. 2 Верховная власть определяет размер доходов и устанавливает объёмы расходов, исходя из общих нужд государственного хозяйства. 2
- Основные доходы и расходы фиксируются в центральном бюджете. 3 К ним относятся, например, подоходный налог, налог на прибыль корпораций, поступления от государственных предприятий. 1
Федеративные государства:
- Бюджетная система состоит из трёх уровней: бюджета федерального органа власти, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. 14 Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. 1
- Распределение функций, доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. 1
- Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. 1 Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макрорегулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег. 1
- Доходная база бюджетов формируется преимущественно за счёт собственных доходов. 4