Влияние пандемии на устойчивое развитие компаний заключается в следующих аспектах:
- Усиление рисков роста разрыва производительности между компаниями, в том числе между экспортерами и неэкспортерами. 1 Предприятия, которые не восстановились после пандемии, начали отставать от конкурентов, сумевших быстрее адаптировать свои бизнес-модели к новым условиям. 1
- Рост издержек предприятий. 1 Появились расходы на защиту здоровья и безопасности сотрудников, увеличение ФОТ для удержания кадров, повышение маржинальности продаж и увеличение нормы запасов. 1
- Влияние на малый и средний бизнес. 2 У них наименьший запас прочности, поэтому в период экономического спада именно этот бизнес терпит большее количество убытков. 2
- Необходимость адаптации к новым условиям. 1 Это стимулировало компании к инвестициям в нематериальные активы, в частности в развитие ИТ-инфраструктуры и цифровизацию бизнеса. 1
- Возможность действовать ответственно. 3 Возможное замедление темпов роста в условиях пандемии давало компаниям возможность действовать ответственно и создать долгосрочное позитивное влияние на восприятие компании стейкхолдерами. 3
Однако есть и примеры компаний, которые смогли смягчить последствия пандемии, сохранить стабильное финансовое положение и укрепить позиции на рынке. 4 Например, «АЛРОСА» перевела большую часть офисного персонала на дистанционный режим работы, оптимизировала операционную деятельность, перестроила процесс закупок. 4