Вклад Н. Н. Колосовского в теорию экономического районирования заключается в следующих аспектах:
- Уточнение определения экономического района, данного в 1920-х годах Госпланом СССР. stav-geo.ru Учёный раскрыл связь процесса образования экономических районов с комплексностью хозяйственного развития, выявил факторы их формирования и дал их классификацию. stav-geo.ru
- Разработка концепции территориально-производственных комплексов (ТПК). bigenc.ru stav-geo.ru Под ТПК Колосовский понимал такое сочетание предприятий в одной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определённый экономический эффект. stav-geo.ru Учёный подчёркивал соответствие ТПК природным условиям и ресурсами района. stav-geo.ru
- Введение понятия энергопроизводственного цикла (ЭПЦ). stav-geo.ru ЭПЦ представляет собой целенаправленные действия по переработке определённых видов сырья при существующих в данное время технико-экономических условиях, в том числе энергетических. stav-geo.ru Колосовский выделил восемь типов ЭПЦ. stav-geo.ru
- Разработка сетки из 26 перспективных экономических районов на территории СССР. bigenc.ru Для этого учёный использовал идею о формировании районных ТПК и собственные технико-экономические расчёты, в том числе разработанные им порайонные балансы производства и потребления почти по 90 продуктам. bigenc.ru
- Разработка курса по экономическому районированию в МГУ. bigenc.ru Этот курс стал одной из базовых дисциплин при подготовке специалистов в области экономической географии на последующие десятилетия. bigenc.ru
- Распространение концепции районирования на все виды транспорта. bigenc.ru Разработанная Колосовским классификация транспортных магистралей построена по функциональному принципу в обслуживании транспортно-экономических связей комплексов. bigenc.ru
Таким образом, Колосовский сформировал научное направление, которое на протяжении последующих десятилетий развивалось в отечественной социально-экономической географии. bigenc.ru