Суть теории спроса и предложения Альфреда Маршалла заключается в следующем:
Спрос и предложение определяют цену и количество произведённого продукта. 2 Рыночный механизм в условиях неограниченной конкуренции устанавливает зависимость спроса и предложения от уровня цены. 4
Движение цены определяется соотношением спроса и предложения. 4 Это компромисс между «ценой спроса» и «ценой предложения». 4 «Цена спроса» определяется полезностью товара и является максимальной ценой, которую готов уплатить за товар покупатель. 4 «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой минимальную цену, за которую продавец ещё может продать свой товар. 4
Устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением. 3 Цена, превышающая цену равновесия, ведёт к превышению предложения над спросом, что действует в сторону снижения цены. 3 Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведёт к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. 3
Спрос и предложение могут в равной мере влиять на изменение цены. 2 Это, согласно Маршаллу, является идеальной картиной рыночного взаимодействия и сильно меняется в зависимости от продолжительности отрезка времени. 2 При небольшой продолжительности времени приоритет получает спрос, а при долгосрочной перспективе ценообразующая сила переходит к предложению и денежным издержкам производства. 2