Суть концепции сбалансированной системы показателей (ССП), разработанной Капланом и Нортоном, заключается в интеграции финансовых и нефинансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности. 45
ССП призвана дать ответы на четыре важнейших для предприятия вопроса: 3
- Как его оценивают клиенты (аспект клиента)? 35
- Какие процессы могут обеспечить предприятию исключительное положение (внутрифирменный аспект)? 35
- Каким образом можно добиться дальнейшего улучшения положения фирмы на рынке (аспект инноваций и обучения)? 35
- Как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект)? 35
Некоторые особенности концепции:
- Баланс между краткосрочными и долгосрочными целями. 1 Опережающие показатели, отражающие желаемые результаты и факторы, которые влияют на их достижение, рассматриваются наряду с запаздывающими показателями уже произошедших событий. 1
- Баланс между внешними и внутренними оценками. 1 Внешние оценки деятельности компании (в финансовой и клиентской составляющих) балансируются внутренними (в составляющих внутренних бизнес-процессов и инноваций и обучения). 1
- Сочетание объективных и субъективных оценок. 1 В системе присутствуют как объективные (например, финансовые), так и субъективные оценки (например, удовлетворённость клиентов, персонала и т. д.). 1
- Использование причинно-следственных цепочек. 1 Они графически отражают логику стратегии: как реализация одной стратегической цели будет способствовать достижению других стратегических целей в сбалансированной системе целей. 1
ССП является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет «связать» стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии. 4