Внешняя предпринимательская среда — это совокупность внешних факторов и условий, которые прямо или косвенно влияют на предпринимательскую деятельность, в том числе на её становление и развитие. 1 Эта среда не зависит от самих предпринимателей и носит объективный характер. 15
Некоторые подсистемы внешней предпринимательской среды:
- Политическая ситуация. 5 Характеризуется стабильностью общества и государства. 5
- Экономика государства. 5 Включает уровень ставки рефинансирования, инфляции, число налогов и размер налоговых ставок, цены на ресурсы и другие факторы. 5
- Правовая среда. 25 Включает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, процессуальные механизмы реализации законов, особенности юридического сопровождения бизнеса. 2
- Социально-экономическая обстановка. 5 Включает платёжеспособность населения. 5
- Культурная среда. 5 Обусловлена уровнем образования населения. 5
- Научно-техническая среда. 5 Отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т. д.). 2
- Физическая среда. 5 Связана с климатическими условиями функционирования предпринимательских организаций. 45
- Институционально-организационная среда. 5 Свидетельствует о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д.. 4
Внутренняя предпринимательская среда — это ситуационные факторы внутри самой фирмы. 2 Они в основном являются результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с их помощью. 2
Некоторые подсистемы внутренней предпринимательской среды:
- наличие собственного капитала; 14
- выбор организационно-правовой формы; 14
- выбор предмета деятельности; 14
- подбор партнёров; 14
- знание рынка; 14
- подбор кадров и управление ими и т. д.. 1