Проблематика оппортунизма в экономической теории заключается в том, что он ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки, так и после неё. 34
Это вызывает проблемы явных и скрытых убытков и потерь в экономических сделках. 1 Например, примером оппортунизма ex ante может быть проблема неблагоприятного отбора, когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики. 3 Примером оппортунизма ex post — ситуация риска безответственности («морального риска»), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда. 3
Также наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. 3 Например, в случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальных механизмов корпоративного управления для разрешения. 3