PEST-анализ — это модель для исследования внешнего окружения компании. 1 С её помощью оценивают влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов на деятельность предприятия. 35
Классическая методика PEST-анализа включает шесть этапов: 1
- Определение факторов, которые могут повлиять на компанию, и их занесение в таблицу. 1 Набор факторов свой у каждой организации, их не обязательно должно быть много. 1
- Сбор данных о состоянии факторов. 1 Для этого используют исследования, отчёты, публикации в профильных изданиях, опросы поставщиков и клиентов и другие источники. 1
- Оценка степени воздействия факторов на компанию. 1 Обычно выставляют баллы по шкале от одного до трёх. 1 Один балл означает незначительное влияние, два — умеренное, три — критическое. 1
- Оценка вероятности изменения факторов в будущем. 1 Обычно для этого привлекают экспертов, каждый из которых даёт оценку по пятибалльной шкале. 1 Чем выше балл, тем больше вероятность значимых изменений. 1 Из оценок экспертов вычисляют среднее арифметическое. 1
- Сопоставление влияния факторов с вероятностью их изменений. 1 Для этого есть разные варианты формул. 1
- Составление матрицы, в которой располагают факторы в порядке приоритетности и прописывают решения для них. 1
PEST-анализ используют для долгосрочного планирования: ищут возможности и риски для компании в ближайшие несколько лет. 1 Кроме того, инструмент применяют при разработке новых продуктов. 1