Методика оценки коммерческой эффективности проекта заключается в определении способности проекта приносить его участникам положительный экономический эффект, прежде всего прибыль. 1
Обычно методика включает предварительную, текущую и последующую оценку: 1
- Предварительная оценка необходима потенциальным участникам проекта, чтобы принять решение, вкладывать ли свои средства в реализацию проекта или целесообразно отказаться от него. 1 Оценивается вероятность получения положительного финансового результата. 1
- Текущая оценка особо актуальна для убыточных проектов. 1 Участники определяют, когда стоит покинуть проект, чтобы минимизировать свои убытки. 1 Также проводится сравнительный анализ, если предприятия одновременно принимают участие в реализации нескольких проектов. 1
- Последующая оценка призвана подвести окончательные результаты реализации проекта с точки зрения получения доходов и осуществления расходов. 1 Анализ её результатов впоследствии становится базой для принятия решения о начале реализации новых проектов. 1
Некоторые показатели, которые используются в методике оценки коммерческой эффективности проекта:
- Чистый дисконтированный доход. 1 Характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами с учётом неравноценности эффектов, относящихся к различным моментам времени. 1
- Срок окупаемости. 1 Продолжительность периода от начального момента (начала операционной деятельности) до момента окупаемости (достижения положительного значения текущего чистого дохода). 1
- Внутренняя норма доходности. 1 Показатель, который используется для определения того, каким должна быть норма дисконта для получения положительного значения чистого дохода. 1
- Индексы доходности. 1 Отражают «отдачу проекта» на вложенные в него средства. 1 Обычно рассчитываются индексы доходности обычных и дисконтированных затрат и инвестиций. 1
В каждой методике оценки эффективности проекта используют разные критерии, которые зависят от интересов участников. 3