Суть психологического подхода к понятию процента как части теории предельной полезности заключается в том, что процент возникает в результате психологического предпочтения времени. 1 Для человека ценность сегодняшних благ всегда гораздо выше, чем ценность аналогичных благ в будущем. 1
Это связано с возможностью удовлетворения сиюминутной потребности или желания человека, а также с получением дополнительного дохода в результате разумного распоряжения имеющимися ресурсами. 1 Именно эта возможность побуждает людей брать деньги в долг и платить за неё определённую цену в виде процента. 1 Таким образом, процент — это компенсация за отказ от текущего потребления. 1
Согласно этому подходу, процент воспринимается как некое целевое звено, точка, являющаяся одновременно и целью, и состоянием (в моменты, когда субъект стремится получить процент и претерпевает определённые последствия в достижении цели). 2