Разница между традиционным управлением ассортиментом и категорийным менеджментом заключается в подходах к организации процессов и ориентированности на разные цели. 28
Традиционное управление ассортиментом основано на трансакционном маркетинге, который предполагает краткосрочное взаимодействие с покупателем. 3 Цель такого подхода — увеличение выручки и прибыли в краткосрочной перспективе. 3 Отправной точкой является не покупатель, а товар: торгуют тем, что есть. 2
Категорийный менеджмент — стратегический подход, в основе которого лежит принцип максимального удовлетворения покупательских потребностей. 2 Детальное изучение спроса и предпочтений покупателей и дальнейшее формирование ассортимента в соответствии с выявленным спросом — основа успеха. 2
Некоторые другие отличия:
- Технологическое. 2 Категорийный менеджмент предполагает управление не всем ассортиментом в целом, а отдельными товарными категориями. 2 Категория товаров рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и формируется как совокупность товаров, имеющих сходные, с точки зрения покупателя, признаки. 2
- Организационное. 2 При использовании категорийного менеджмента появляется новая должность — категорийный менеджер, отвечающий за весь процесс, — от взаимодействия с поставщиком с целью заказа до продажи товара. 2
- Учёт. 2 В рамках категорийного менеджмента каждая товарная категория имеет свой план по обороту и доходности, а затраты распределяются по категориям, чтобы иметь возможность выявлять, какова «отдача» от каждой товарной категории, и, соответственно, управлять доходностью. 2