Разница между налоговой и бухгалтерской амортизацией заключается в следующем:
- Лимит стоимости основных средств. 1 Согласно налоговому учёту, можно начислить амортизацию только на имущество дороже 100 000 рублей. 1 Средства, ниже этой суммы, в налоговом учёте нужно списать единовременно. 1 А в бухгалтерском учёте включить в расходы нужно объекты стоимостью, которую организация установила сама и закрепила в учётной политике. 1
- Сроки полезного использования. 5 В налоговом учёте этот срок необходимо установить в соответствии с классификацией, в пределах сроков для соответствующей амортизационной группы. 5 В бухгалтерском учёте срок может быть любым (более года) для любого объекта основных средств. 5
- Методы начисления амортизации. 25 В налоговом учёте есть два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный. 2 В бухгалтерском учёте для различных групп основных средств можно выбрать разные способы. 5
- Механизм расчёта сумм амортизации. 5 В бухгалтерском учёте при применении любого из способов сначала определяется годовая сумма амортизации. 5 А в течение года, вне зависимости от применяемого способа, ежемесячная сумма амортизации всегда составляет 1/12 годовой. 5 В налоговом учёте сначала определяется норма амортизации, затем первоначальная стоимость основного средства умножается на норму амортизации для определения суммы амортизации. 5
Поскольку списание амортизации в налоговом и бухгалтерском учёте может происходить по-разному, то в остаточной стоимости появляется разница. 1 Она временная, потому что после окончания срока полезного действия первоначальная стоимость объекта будет списанной и расхождения сведутся к нулю. 1