Особенности классификации руководителей высшего и среднего звена в различных отраслях бизнеса заключаются в том, что количество уровней управления и их иерархия зависят от масштаба организации и стоящих перед ней задач. 1
Руководители высшего звена (топ-менеджмент) в основном занимаются координацией деятельности всей компании, разработкой долгосрочных перспективных планов, решением стратегических задач и отвечают за принятие самых важных для компании решений. 1 Они формулируют стоящие перед организацией задачи и координируют её отношения с внешней средой (государством, конкурентами). 1 От личности руководителя высшего звена зависит имидж всей компании. 1
Руководители среднего звена возглавляют подразделение или отдел компании и контролируют работу младшего руководящего состава. 1 Они являются «прослойкой» между высшим руководством компании и руководителями низового звена: их задача — собрать и подготовить информацию для руководителей высшего звена, необходимую тем для принятия решений. 1 Руководители среднего звена могут участвовать в принятии важных стратегических решений, инициировать обсуждение, вносить предложения по рационализации. 1
В разных отраслях количество уровней управления может отличаться: например, в производственных компаниях традиционно более сложная иерархия, чем в IT-компаниях, где преобладают плоские структуры управления с минимальным количеством руководящих уровней. 2
Также стоит учитывать, что в компаниях разного размера границы между уровнями могут быть размыты: в небольших организациях руководитель может совмещать функции всех трёх уровней, а в крупных корпорациях иерархия может быть существенно сложнее и включать промежуточные уровни. 2