Особенности различных видов рынков могут различаться в зависимости от критериев классификации. 3 Некоторые из них:
По территориальному признаку: 3
- Местный — обмен товарами и услугами на уровне населённого пункта. 3 Пример — фермерский рынок в городе. 3
- Региональный — обмен товарами и услугами в конкретной части внутреннего рынка государства. 3 Пример — сельскохозяйственная продукция в области. 3
- Национальный — обмен товарами и услугами в рамках государства. 3 Пример — рынок недвижимости в конкретной стране. 3
- Мировой — обмен товарами и услугами между странами мира. 3 Пример — международная торговля нефтью. 3
По субъектам: 4
- Покупатели — для существования рынка необходимо наличие как минимум двух сторон, которые вступают в обменные отношения. 1
- Продавцы — рынок характеризуется наличием конкуренции между продавцами, что стимулирует повышение качества продукции, снижение цен и внедрение инноваций. 1
- Госучреждения — рынок может включать государственные структуры, например, для продажи товаров и услуг между бизнесами выделяют тип B2B (англ. Business-to-Business), а для продажи частным лицам для конечного потребления — B2C (англ. Business-to-Consumer). 5
По объектам: 4
- Потребительский (товарный) — участники рынка обмениваются промышленными и продовольственными товарами, коммунальными и бытовыми услугами. 3
- Средств производства — участники продают и покупают орудия труда и природные ресурсы. 3
- Интеллектуальных продуктов и информации — участники обмениваются высокими технологиями, знаниями, произведениями искусства и т. д.. 3
- Труда — рынок, где можно продавать свои трудовые способности. 3
- Финансовый — рынок, на котором обменивают деньги, ценные бумаги и инвестиции — долгосрочные вложения. 3
- Жилья и прочих сооружений — рынок, где продают и покупают недвижимость, кроме производств. 3
По конкуренции: 3
- Совершенная (свободная) конкуренция — на рынке много независимых производителей, которые продают одинаковые товары и не могут контролировать розничную цену. 3
- Монополистическая конкуренция — производители на рынке продают похожие, но не одинаковые товары. 3
- Олигополия — товар продают несколько крупных фирм. 3
- Чистая монополия — товар продаёт одна фирма. 3
По объёму сделок: 3
- Оптовый — одинаковые товары продают и покупают для перепродажи крупными партиями. 3
- Мелкооптовый — одинаковые товары продают и покупают в меньших объёмах, чем оптовые, но тоже для перепродажи. 3
- Розничный — товары продают и покупают поштучно, чтобы пользоваться, а не перепродать. 3