Разговор с детьми о деньгах можно начать в разных возрастах: 1
- 4–5 лет. 1 В этом возрасте у детей возникает множество вопросов о том, что их окружает. 1 Можно сходить с ребёнком в магазин, дать ему реальные деньги, чтобы он сам сделал покупку и рассчитался в кассе. 1 Также стоит показать, где родители работают, и рассказать, как то, что они делают, превращается в деньги. 1
- 6–7 лет. 1 У ребёнка должны быть карманные деньги, которые он получает регулярно и безусловно. 1 Важно обговорить правила, касающиеся суммы и сроков выплат. 1 Нужно дать ребёнку возможность самостоятельно решать, куда их тратить. 1 Эта свобода научит планировать, экономить и нести ответственность за свой выбор. 1
- 8–9 лет. 1 Можно помочь ребёнку заработать первые деньги. 1 Например, дети этого возраста могут выполнять несложную работу по дому: убрать комнату, присмотреть за младшими, сходить в ближайший магазин. 1 Когда будет составлен список работ, нужно проговорить с ребёнком стоимость действий и вместе составить прайс. 1 Так у него сформируется привычка к труду, умение договариваться и держать слово. 1
- 10–12 лет. 1 По просьбе родителей ребёнок в этом возрасте может принимать решения, которые затрагивают других членов семьи. 1 Например, сходить в магазин за продуктами. 1 Также можно объяснить и показать, на что ещё семья тратит деньги. 1
- 13–15 лет. 1 Можно подробнее знакомиться с финансовыми инструментами. 1 Например, ребёнок может попросить родителей оформить дебетовую карту, разобраться, как работает банковское приложение. 1 В это время у него уже будет возможность принимать больше решений в отношении трат: самостоятельно покупать какие-то мелкие вещи для личного пользования. 1
- 16–18 лет. 1 Ребёнок должен знать свои основные категории трат, понимать, какие из них постоянные, а какие — нет, уметь распределять деньги так, чтобы хватало на всё необходимое. 1 Важно ставить личные финансовые цели и уметь их достигать, в том числе и с помощью разных финансовых инструментов. 1
Начинать говорить с ребёнком о деньгах можно и раньше, например, познакомить его с банкнотами и монетами можно уже в возрасте до трёх лет. 2