Жизненный цикл товара может отличаться от классической модели по нескольким причинам:
- Непредсказуемость рынка. 1 Реальные сценарии продаж и прибыли отличаются от идеализированных кривых жизненного цикла товара из-за внешних факторов. 1
- Ограниченность применимости. 1 Не все товары соблюдают чётко выраженные этапы жизненного цикла товара. 1
- Влияние различных факторов. 4 На жизненный цикл товара влияют степень проработки продукта производителем, учёт условий эксплуатации, конкурентная борьба и другие. 4
- Различия в типах товаров. 2 Для некоторых товаров жизненный цикл может быть очень коротким (модные тренды), а для других — очень длинным (базовые продукты питания). 2
- Субъективность оценки. 2 Определение этапа жизненного цикла товара может быть субъективным и зависеть от точки зрения аналитика. 2
Некоторые варианты жизненных циклов товара, которые отличаются от классической модели:
- «Бум и быстрое падение». 2 Характеризует товары, которые мгновенно становятся популярными, но так же быстро теряют свою актуальность. 2
- «Сезонный товар». 2 Продажи таких товаров подвержены значительным колебаниям в зависимости от времени года, праздников или других сезонных факторов. 2
- «Плато». 1 За резким ростом продаж происходит резкий спад, после чего продажи стабилизируются и наступает постоянная стадия зрелости. 1
- «Восходящий график продаж». 1 После стабилизации спроса на товар и перехода в стадию зрелости, компания выпускает новый продукт, стимулируя переход в новую фазу роста продаж. 1
- «Провал». 1 Эта кривая характеризует неуспешные товары, которые перестают пользоваться спросом сразу после выхода на рынок. 1